?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во вторник 9 апреля, традиционно — в гостеприимном лаунж-зале тверского «Морозов Холла» прошло очередное совместное заседание левой (патриотической) платформы партии «Единая Россия», и Экспертного клуба, учрежденного редакцией газеты «Тверские ведомости» и посольством «Живого журнала» в Твери. Темой его стали проблемы современной российской средней школы и качества образования.

Презрев хронологию, начну рассказ о заседании с его финала. С цитаты из заключительного слова заместителя председателя Законодательного собрания Тверской области Сергея Голубева. “В прошлый раз мы говорили о волонтерском движении. Тогда здесь, в этом зале присутствовали в чем-то противники, — но мы говорили на одном языке, и друг друга вполне понимали. Сегодня же противников здесь вроде бы и нет, но складывается впечатление, что все мы, присутствующие, говорим на шести-семи разных языках.”


Как говорится, нечего добавить. Можно только расшифровать эту фразу, попытаться объяснить, что привело к такому впечатлению. А привела, скорее всего, сама обширность вроде бы довольно узко обозначенной темы. Такая обширность, что оговорить все имевшиеся и возникавшие по ходу дела вопросы не удалось, даже перекрыв изначально запланированный регламент. — Предполагается продолжить беседу уже в интерактивном режиме, с помощью интернета и электронной почты.

Довольно солиден, и в качественном (что хорошо) и в количественном (что не очень хорошо для таких мероприятий) был и состав выступающих: депутат Заксобрания Владимир Данилов, начальник управления регионального Минобразования Марианна Шлинчак, представители органов власти, вузов, школ, вспомогательных педагогических структур, интернет-активисты, родители. Каждый говорил о своем, наболевшем, и число позитивных выступлений компенсировалось выступлениями критическими. Если попытаться просуммировать которые, то картина вырисовывается примерно следующая.

Из трех составных частей образования, а именно — чему учить (вопросы программы), кому учить (вопросы качества кадров), и с помощью чего учить (вопросы обеспечения), особых претензий не вызвала лишь последняя. Действительно, в рамках программы модернизации, школы оказались оснащены компьютерной техникой и прочими достижениями современных технологий весьма основательны. Присутствующим удалось даже опровергнуть расхожую в блогосфере шутку о том, что де “нынешние учителя делятся на две части: знающие предмет, но не знающие компьютер, и — знающие компьютер, но не знающие предмет.” Во всяком случае, обучение “знающих предмет” умениям обращаться с современной техникой, судя по всему, идет довольно активно.

Хотя и тут не обошлось без “ложки дегтя”, — кое-кто из присутствующих заметил, что компьютерная техника — это конечно хорошо. Но не мешало бы, мол, и починить кое-где крыши, и подлатать кое-где трубы, да и, причем почти повсеместно, разобраться со школьными, извините, туалетами. И ведь не поспоришь!

Оставило ощущение недопонимания и обсуждение вопроса о зарплате учителей. При том, что “в среднем” она выросла по области до 23, а по городу и до 26 тысяч рублей, что, по словам директора “Тверского лицея” Инны Мейстер, вполне может снять проблему “материальной непопулярности” профессии педагога. Но, при этом, заработная плата начинающего учителя в реальности все же не слишком велика, — рассказ о том, как, когда и за счет чего она приближается к названным цифрам, достоин отдельной публикации и отдельного обсуждения.

Ожидаемо обнаружились претензии и к школьной программе. И касались они не только введения в нее одних предметов и исчезновения других (причем, совсем не тех, которые, как считали некоторые из выступающих, как раз вполне логично было бы сократить), но и нестыковок между программой школьной и вузовской. Проректор ТвГУ Людмила Скаковская, в частности, удивленно поинтересовалась, — как именно предполагается готовить преподавателей объединенного предмета “Естествознание”, включающего в себя и биологию, и географию, и физику, и химию? Или дипломированный биолог, к примеру, должен будет в рамках этого предмета преподавать физику, а специалист-химик географию? — Мягко говоря, непонятно.

Вопрос же качества подготовки педагогов был закольцован по определению. Всем понятно, что снижение качества школьного образования сказывается на уровне абитуриентов, тот — на затратах времени для “повторения” недоученного в школе при обучении в вузе, а все в сумме — на качестве и выпускников вуза. Которые затем придут в школы, и начнут учить… Как именно? А то, что падение уровня образования имеет место быть, не является сейчас секретом ни для кого, более того  - об этом свидетельствуют и всевозможные международные рейтинги, цифры из которых привел на заседании директор Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института Александр Бутузов. В чем причина такого падения? — Да, наверное, во всем том, о чем говорилось на встрече, и о чем на ней сказать просто не успели.

Хотя только перечень всех вопросов, прозвучавших, и не всегда получивших ответ этим вечером, может занять не один абзац текста. Говорили и об ЕГЭ (а как же!), и о “нужности” обязательных уроков физкультуры, и о 15-килограммовом портфеле первоклассника, и о возврате к элементам “советской” школы, и даже… о возможности изучения в тверских школах украинского и белорусского языков. Следует заметить, что часть вопросов были заданы простыми людьми, на встрече не присутствовавшими, — информация о заседании была заблаговременно размещена в “Живом Журнале”, и полученные читательские мнения, комментарии, вопросы были озвучены в “Морозов-Холле”. Такую практику организаторы намерены продолжить и на последующих встречах.


Via
Фотоотчет

.


Анализ сайта онлайн